Приветствуем всех, кто так или иначе связан с лошадьми, интересуется ими или просто не представляет себе жизни без этих замечательных животных! Наконец-то и у нас в Амурской области появился свой форум, где мы можем обсуждать все интересующие нас вопросы. Пожалуйста, общаясь на форуме, придерживайтесь следующих простых правил:1) Будьте взаимовежливы. 2) Уважайте чужое мнение, даже если оно не совпадает с Вашим))))) 3) При регистрации оставьте о себе информацию в теме «Добро пожаловать!».

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 494
Зарегистрирован: 03.10.12
Откуда: Россия, Благовещенск
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.12 11:14. Заголовок: Прокат лошадей: за или против?


Многие конные клубы помимо конного спорта занимаются оказанием различных услуг. Наверное, больше всего споров вызывает прокат лошадей. Каким видите его вы? Какой он есть и каким должен быть хотя бы близко к идеалу? Что хорошего и что плохого в прокате?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 88 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]





Сообщение: 22
Зарегистрирован: 24.12.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.13 15:37. Заголовок: Admin Из чего склад..


Admin
Из чего складывается хороший прокат?


я думаю это прежде всего совокупность хорошо обученых лошадей и компетентных людей. нельзя из этого что-то исключать.
я думаю не я один видел как людей впервые увидевших лошадь сожают на "нервных" лошадок. соответственно люди пугались (особенно лица мужской национальности). ну и классика жанра - посадить человека на лошадку, выпустить в леваду и уйти. а потом прийти чтоб поднять человека с земли и поймать бегающую лошадку. должна быть ответсвенность за то что делаешь. тогда и лошадям хорошо и прокатчики целы и им интересно. я думаю в первую свою конную покатушку люди хотят немного узнать о лошадях в целом и в частности на ком они едут. от такой прогулки и остануться положительные эмоции

Грязная шайка бесов морских, бесов морских... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 23
Зарегистрирован: 24.12.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.13 15:46. Заголовок: mira ещё раз спраши..


mira
ещё раз спрашиваю.... кто нибудь когда нибудь относился максимально гуманно к жеребцу и никогда его не наказывал????????????

да кто же говорит о жеребцах? говорим вроде о прокате. в прокате я думаю вряд ли можно увидеть жеребца :)

Грязная шайка бесов морских, бесов морских... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 942
Зарегистрирован: 03.10.12
Откуда: Россия, Благовещенск
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.13 20:23. Заголовок: а вот и статейка в т..


а вот и статейка в тему

Педагоги поневоле, или любят ли лошади прокат?

«Лошади учат человека,
чтобы человек мог учить лошадей…»


Кто из частных владельцев не говорил в сердцах своему четвероногому партнеру "еще одна такая выходка - в прокат отдам, там тебя научат хозяев любить!"? А вроде бы, чего в прокате страшного? Прокатные лошади не знают ни сбора, ни высотных прыжков (два главных лошадиных кошмара), необременительный моцион под всадником конскому здоровью только на пользу, а если станет скучно, всегда можно найти, над кем поиздеваться . Но прокатные лошади, тем не менее, при первой же возможности, норовят стать частными, а, став таковыми, заметно веселеют и хорошеют. Налицо явное противоречие, в котором хочется разобраться. Прежде всего, наверное, следует дать определение проката. После долгих раздумий получилось следующее:

"Прокат - использование человеком лошади, взятой в краткосрочную аренду, для решения собственных задач".

Задачи могут быть различные – покататься(конный туризм и «покатушки»), научиться(учебный прокат), где-нибудь выступить и что-нибудь выиграть (спортивный прокат). Главным остается одно – краткосрочная аренда. В подавляющем большинстве случаев прокатные лошади принадлежат клубу (конюшне), т.е. являются общественной собственностью. А в общественной собственности, как показал пример рухнувшего социализма, изначально заложена изрядная червоточина. Дело в том, что понятие "собственность" неотделимо от понятия "ответственность", а общественная (коллективная) ответственность - это полное отсутствие какой-либо ответственности вовсе. Частный владелец отвечает за свою лошадь "перед Богом и людьми" (и всегда - перед своим кошельком), арендатор - перед частным владельцем. А вот всадник, сидящий на прокатной лошади, отвечает только за выполнения правил внутреннего распорядка клуба. Тренер на манеже за лошадей, конечно, отвечает, но он один, а лошадей в смене много, к тому же есть еще и кассовый план... Вот и получается, что единственный, кто беспокоится о благополучии прокатной лошади - это она сама. А еще всадники бывают разные, большинство, конечно, к лошадям относятся бережно, но встречаются и граждане, для которых то, что прокатная лошадь "не свое", автоматически означает "не жалко"... Еще одно неустранимое следствие "краткосрочной аренды" - дефицит отношений привязанности. Рискуя показаться сентиментальным, хочу отметить, что в любом живом существе заложена потребность в ласке и заботе. Потребность в эмоциональном контакте с человеком у лошадей разная, большинство лошадиных пород выводилось с сознательным подавлением этой потребности, иное сильно затруднило бы их хозяйственное использование. Но если в прокат попадает лошадь с тонкой душевной организацией (этим особенно отличаются лошади "восточных" пород), депрессия, а то и невроз, ей обеспечены. И поправить здесь что-либо трудно. Почти у каждой прокатной лошади (монстры не в счет) есть свои "поклонницы" из проката, которые, как могут, скрашивают ей одиночество, но для лошади, как существа-жертвы в пищевых цепочках, привязанность является синонимом защищенности. Защитить лошадь от неприятностей, связанных с ее общественно-ничейным статусом, занимающиеся, увы, не могут, и ведутся по форумам возмущенные дискуссии на тему "как эта(и) сволочь(и) опять мою любимую лошадку мучила(и)". А у лошади вырабатывается стойкое: "за морковку спасибо, но ты ничем не лучше других, извини...".

Есть и третье неустранимая неприятность, но я, наверное, уже достаточно нагнал тоски, поэтому, наконец, перехожу к обсуждению главной темы.

Действительно, прокат придуман вовсе не для издевательства над лошадью. Основное предназначение, если хотите, профессия прокатной лошади - учить людей. Сразу отвечаю на вопрос: "Если в прокате лошади так плохо, может быть разумнее учиться на своей, родной - любимой лошади, и не причинять никому никаких страданий?" Может быть. Эта идея, особенно в свете возросшего благосостояния граждан, в последнее время все больше овладевает массами, вопрос в эффективности и качестве такого обучения. Хорошо, если начинающему всаднику досталась опытная, хорошо выезженная лошадь, хотя и в этом случае, как будет показано ниже, "возможны варианты". Но хорошо выезженная лошадь это результат многолетнего труда, дешево она не может стоить "по определению". И, часто, первая лошадь приобретается "по средствам" и главный критерий не ее навыки и умения, а здоровье. А теперь маленький "оффтоп". Представьте себе, что молодой араб и симпатичная китаянка решили выучить английский язык, общаясь исключительно друг с другом (она не знает арабского, он - китайского). У них есть самоучитель английского для китайцев, огромное желание понять друг друга, а так же англичанин, потерявший голос, но способный жестами показать, похожи ли издаваемые учениками звуки на слова его родного языка. Через какое время эта милая пара сможет нормально общаться, и насколько используемый ими язык будет похож на "Oxford English"? Надеюсь, я никого не обидел, но, бывает, одного желания мало, а благими намерениями вымощена дорога известно куда...


Собственно, эта заметка и является попыткой сформулировать основные требования к навыкам и умениям лошади, которая учит человека верховой езде, а также попыткой поразмышлять о работе лошади в качестве учителя, об обучении, как процессе, и о тех трудностях, с которыми сталкиваются кони и люди, пытаясь научиться понимать друг друга.


Вначале, как обычно, немного теории. Обучение верховой езде представляет собой процесс приобретения навыков и в этом нелегком деле наука психология выделяет четыре основных этапа:

- неосознанного незнания (Умеете ли Вы ездить верхом? - Не знаю, не пробовал, наверное, умею...);

- осознанного незнания (Блин, и как на них люди ездят... А чего это она у меня не поворачивает?!!);

- осознанного знания (Чтобы повернуть, нужно ...);

- неосознанного знания (Как Вы поворачиваете лошадь? А Бог его знает, просто думаю, что надо повернуть, она и поворачивает...);

На последнем этапе знания переплавились в умения, которые нет необходимости контролировать сознанием. А освободившееся в сознании место можно использовать для освоения следующей группы навыков. Средства же освоения разработаны еще дедушкой Павловым с его учением об условном рефлексе. Если коротко, ученик по команде тренера начинает поисковое поведение (хаотически двигает руками и ногами), пока случайно не добьется нужного результата, после чего следует положительное подкрепление ("Ура, заработало!!!"). Движение, вызвавшее подкрепление, запоминается, следующая попытка его осуществить дается уже легче, и так много раз, до достижения полного глубокого просветления (этапа неосознанного знания). Подобное обучение характерно не только для верховой езды, ходить и плавать мы учимся аналогично. Казалось бы, можно и проще, достаточно объяснить ученику, как и в каком порядке чем двигать, но проблема в том, что большинство наших движений и ощущений не поддаются словесному описанию. Хорошо бы, конечно, расписать, с точностью до миллиньютона и долей секунд, какие из полутора сотен наших мышц и в какое время нужно напрягать в каждой ситуации, но... помните историю про сороконожку, которую спросили, в каком порядке она ноги двигает?

Короче, ничего лучше, чем повторение с подкреплением, наука не придумала. Еще раз повторюсь, данный вид обучения применим к любому виду человеческой деятельности. Поскольку нас интересует верховая езда, еще более сузим круг рассматриваемых вопросов, и перейдем к анализу так называемых "снарядных" видов спорта (определение мое, прошу больно не бить, кто придумает лучше, с удовольствием исправлю). Эти виды спорта характеризуются взаимодействием человека с непривычной для него внешней средой (вода, двухколесный велосипед, горные лыжи и т.д.). Здесь, с точки зрения обучения, можно выделить навыки типа "А" и "Б" (теория моя, верить ей без проверки не обязательно). Навыки А - выживания. Прежде чем ехать куда-либо или спускаться с горы в нужном направлении, человек должен научиться просто не падать. После первичного освоения навыков типа А наступает черед навыков типа Б, назовем их навыками управления. Управляя спортивным "снарядом" человек учится контролировать траекторию движения, "не падается" уже как-то само собой. Нетрудно сообразить, что для конника навык типа А это "посадка", а навык типа Б - умение управлять движением лошади. На самом деле, процесс освоения этих навыков отнюдь не последовательный, скорее он напоминает движение маятника "посадка-управление-посадка", но это уже к делу не относится. А затеял я весь это разговор для того, чтобы показать, что учит человека, в первую очередь, "снаряд". Учит, во-первых, набором своих физических свойств (отсутствием устойчивого поперечного равновесия, например, для велосипеда) и, во-вторых, своими реакциями на воздействие обучаемого (на поворот руля того же велосипеда). Именно "спортивный снаряд" (в нашем случае, лошадь) дает необходимое ученику положительное подкрепление (ура, я сделал то-то и то-то, и не упал, а поехал, куда хотел!!!!). Тренер лишь организует процесс обучения, придумывая упражнения, контролируя правильность их выполнения и рассказывая теорию.


Переходим, наконец, к лошадям. Для обучения посадке от лошади не требуется никаких специальных знаний, достаточно того, что она лошадь. А вот для отработки навыков управления лошадь обязана ПРАВИЛЬНО реагировать на команды, но для этого, она, как минимум, должна их ЗНАТЬ. А какие команды знает невыезженная лошадь? Здесь, собственно ответ на "не в тему вопрос" об арабо-китайских лингвистических проблемах. Что значит "правильно реагировать на команды"? С точки зрения теории обучения, лошадь должна положительно подкреплять команды ученика, отданные правильно, и отрицательно (бездействием или возмущением) - команды, поданные с ошибками. Только в этом случае обучение будет эффективным и качественным. И здесь можно было бы поставить точку, если бы не маленький вопрос: "А что такое правильно отданная команда?". Чтобы разобраться, придется обратиться к науке, которая исключительно командами и занимается.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 943
Зарегистрирован: 03.10.12
Откуда: Россия, Благовещенск
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.13 20:24. Заголовок: В 1948 году математи..


В 1948 году математик Н. Винер, написал книгу "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине", тем самым, положив начало новой науке кибернетике. И. Сталин, прочитав эту книгу, кибернетику немедленно запретил. Результатом стало не только отставание СССР в области вычислительной техники, но и массовое восприятие кибернетики, как науки чисто "железячной". Между тем, наука эта в значительной степени философская, ибо ее принципы применимы к анализу практически любых систем, где происходит обмен управляющей информацией, как живых, так и не очень.

Все это длинное вступление я вынужден был написать, чтобы не быть обвиненным в грубом механистическом подходе к душевному и ранимому существу. Тем не менее, в ближайшие несколько абзацев я буду рассматривать пару лошадь-всадник именно как информационно-управляемую систему (ИУС). Согласно теории ИУС, лошадь, чтобы правильно отреагировать на команду всадника должна:

- воспринять команду;

- распознать ее;

- эту команду выполнить.

Начнем с начала, то есть с восприятия. Все живые существа воспринимают информацию через органы чувств. А у органов чувств, как нам гласит кибернетика, есть так называемый динамический диапазон, т.е. интервал воздействия, при котором разной силы воздействия различаются (определение крайне нестрогое, но я пытаюсь не уморить всех скукой). Слабый звук неотличим от тишины, сильный - вызывает боль. Это нижняя и верхняя границы динамического диапазона. За их пределами живое существо воздействия по силе уже не различает. Еще один постулат кибернетики гласит, что система с обратными связями старается адаптироваться к поступающим воздействиям. Живой организм, если большинство воздействий находятся за одной из границ его динамического диапазона, смещает динамический диапазон так, чтобы большинство воздействий в него все-таки попадало. Пример - повышение чувствительности зрения у живых существ, проводящих все время в темноте (смещение динамического диапазона вниз), или нечувствительность тканей к высокой температуре (горячий чай на ногу проливали? А ведь мы его пьем без видимого вреда для здоровья... Это смещение вверх).

Теперь представим себе лошадиный рот, точнее язык и беззубый край. Если лошадь постоянно дергать за рот (а это, как правило, делают начинающие всадники, причем не со зла, а по неумению), она начнет смещать динамический диапазон вверх. Это происходит как на уровне физиологическом (рот "грубеет"), так и поведенческом (закидываем голову как можно выше, цепляем трензель на зубы). Лошадь в таком поведении обвинять нельзя, она адаптируется в соответствии с фундаментальными законами природы. И ничего плохого в этом тоже нет, люди, правда могли бы облегчить лошади жизнь, подобрав железо помягче или вообще обойдясь без оного. А плохое начинается, если на лошадь садится опытный всадник, который хочет от лошади понимания тонких воздействий. Лошадь, перестроив динамический диапазон вверх, всадника не слышит, чем вызывает его праведный гнев. И получается, что чем опытнее всадник, тем более чувствительной должна быть его лошадь. То есть для разных этапов обучения нужны лошади, отличающиеся чувствительностью.

Поехали дальше. Предположим, что чувствительность лошади соответствует навыкам всадника, и управляющие воздействия она "слышит". Можно надеяться, что лошадь начнет выполнять требуемое? Рановато будет... Команду мало услышать, надо ее еще распознать. Если нам скомандуют что-нибудь на арабском (китайском) толку от хорошей слышимости будет мало. Придется дальше углубится в теорию. Что такое команда? Это требование осуществления некоего физического действия в ответ на информационное сообщение. Т.е. каждому возможному физическому действию ставится в соответствие информационное сообщение, его инициирующее. Это соответствие во многом условно, одна и та же команда на разных человеческих языках может звучать абсолютно по-разному. То же и с лошадью. "Правильные" способы подъема сельской лошади в галоп в разных деревнях могут отличаться весьма значительно, что я с удивлением выяснил в Рязанской области (мои робкие попытки объяснить окружающим, как поднимаются в галоп спортивные лошади, были встречены дружным смехом и выразительным кручением пальцем у виска). Так вот, установление взаимнооднозначного соответствия между множеством сообщений, поступающих от всадника к лошади, и множеством лошадиных реакций на эти сообщения называется выездкой лошади. А если по простому, выездка лошади - это обучение её языку общения с человеком в доступных для ее восприятия формах. Ведь обучение языку, например, ребенка - это установление соответствия между звуками и предметами (явлениями). И, как и человеческих, конных языков может быть много, только они называются "школами выездки". Вернемся к командам. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать главное требование к "правильной" команде. Команда должна соответствовать используемому данной лошадью языку (данной школе выездки) и быть настолько разборчивой, чтобы лошадь однозначно могла соотнести ее с требуемым движением. За соответствие команд всадника школе выездки на манеже следит тренер (и рассказывает, что нужно сделать, чтобы лошадь выполнила требуемое движение), а вот разборчивость команд в исполнении ученика оставляет желать лучшего (в противном случае, это уже не ученик, а опытный всадник и он решает проблемы не разборчивости команд, а их оптимальной последовательности, дабы облегчить лошади решение поставленных перед ней задач).

Рассмотрим понятие разборчивости поподробнее. В разделе кибернетики, который называется "Теория передачи сообщений" есть красивое понятие "пространства сигналов". Попробую объяснить на примере. Нарисуем на земле квадрат размером, например, пять на пять метров, и сплошняком заставим его пустыми ведрами. Вот это и есть пространство сигналов, точнее его физическая иллюстрация. Теперь берем в руки шарик из пластилина и кидаем в выбранное нами ведро. Это процесс приема и распознавания сигнала. В какое ведро попали, такой сигнал и принят. Если каждому ведру присвоить некое действие, получим модель лошадиного восприятия человеческих команд. Устройство, реализующее прием и распознавание команд называется "декодером", а диаметр ведра называется в теории передачи сообщений "кодовой избирательностью". Это последнее понятие важно для понимания дальнейших рассуждений. Дело в том, что мы не можем абсолютно точно попасть в нужную точку пространства. Представьте, что наш квадрат заставлен не ведрами, а фужерами для шампанского - с трех метров многие попадут в нужный бокал? А в нужное ведро - так запросто. А если с меткостью совсем беда, то вместо ведер можно использовать тазы метрового диаметра - и снова проблема попадания в нужное место решена. Но за все нужно платить, и чем ниже кодовая избирательность (и больше диаметр ведра), тем меньше емкостей можно уместить на заданной площади (а площадь ограничена динамическим диапазоном!). Т.е. чем больше команд мы хотим различить, тем ближе они друг к другу, тем легче их перепутать и тем выше требования к четкости(разборчивости) их подачи. Теперь пронумеруем вертикальные и горизонтальные ряды ведер, как это делается в игре "морской бой". Наше пространство сигналов стало двумерным, теперь команда, аналогично "выстрелу" в морском бое, кодируется сочетанием буквы и цифры. Пойдем еще дальше, и сделаем наши команды из абстрактных более конкретными. Букве мы присвоим значение действия, которое нужно выполнить, а цифре - название предмета, с которым это действие нужно осуществить. Теперь, если назначить человека, ответственного за выполнение действий (водящего), то путем бросания предметов в ведра можно управлять его поведением. Все ли комбинации предметов и действий можно реально осуществимы? Наверное, нет. Если команда "съесть яблоко" или "надеть кепку" вполне осуществимы, то попадание шарика в ведро на пересечении слов "съесть" и "кепка" вызовет смех у окружающих и недоумение водящего. Поэтому такие ведра лучше перевернуть вверх дном. В теории перевернутые ведра называются "запрещенными комбинациями".

Вернемся, наконец, к лошадям. Кодовое пространство команд в верховой езде образуется "пересечением" сигналов от шенкеля(ей), повода и положения корпуса всадника, причем на все это еще и накладывается фактор времени, т.е. пространство команд верховой езды четырехмерное. Представим себе, что на лошадь садится ученик, только сошедший с корды. Какие команды для его дальнейшего обучения должна выполнять лошадь? Рысь, шаг, остановка, налево, направо. Все. Какая нужна для этого ее кодовая избирательность? Правильно, самая низкая. Запрещенных комбинаций не должно быть вовсе и выполнять эти несложные команды лошадь должна беспрекословно и четко. А что будет, если под таким учеником окажется хорошо выезженная лошадь с высокой кодовой избирательностью, у которой среди распознаваемых команд одних рысей пять штук (собранная, рабочая, прибавленная, средняя, сокращенная), не считая оттенков и переходов? Скорее всего, лошадь хаотические движения начинающего всадника воспримет как "запрещенные комбинации" и ничего делать не станет. Или, что хуже, сочтет за личное оскорбление, микроскопы не любят, когда ими забивают гвозди. Плохо будет и когда на "примитивную" лошадь сядет продвинутый ученик - он будет неприятно удивлен "тупостью" доставшегося ему "учителя". То есть получается, что для каждого этапа обучения всадника нужны лошади с различной кодовой избирательностью, в просторечье именуемой "строгостью".


Вообще говоря, лошадь, как существо сознательное, может менять свою "строгость" в зависимости от уровня умений всадника, но тут уже начинаются вопросы ума и мотивации, о которых я буду говорить ниже. Объяснить лошади, что команды бывают "только такие", и главное, требовать от нее их безусловного выполнения значительно проще и надежнее.

На этом с кибернетикой закончим, напоследок приведу еще один пример. Ученик, при заходе на препятствие, "затянул" лошадь поводом. Как должна вести себя лошадь? Правильный ответ - а это смотря, какая лошадь, и в какой ситуации. Если цель занятия - начальное обучение прыжковым навыкам, то, очевидно, лошадь должна прыгать, несмотря на ошибки всадника (привет "самовозам"!). А вот если отрабатывается правильность применения средств управления, лошадь ОБЯЗАНА остановится. Прыгнув, лошадь окажет всаднику медвежью услугу, положительно подкрепив неправильное поведение на заходе. Спортивная лошадь на соревнованиях должна «выпрыгивать» из любых положений, заботясь, правда, о безопасности, своей и всадника.

То есть получается, что, и с точки зрения стереотипов поведения, на разных этапах обучения, опять же, нужны разные лошади. И где таких лошадей взять начинающему частному владельцу, который на одну с трудом денег насобирал? А потом, куда девать, после того, как лошадь научит всадника всему, чему должна была на данном этапе? Продать? А привязанность и доверие? Вот и выходит, что без проката не обойтись. Другое дело, что прокат прокату рознь, спортсмен, выпросивший у тренера или товарища его "боевую" лошадь на пару тренировок для отработки собственных навыков - тоже прокат, но обсуждение подобных вопросов выходит за рамки этой заметки.


До сих пор мы рассматривали воздействие лошади на обучаемого человека. Но не секрет, что общение с всадником, как любое доброе дело, не остается для лошади безнаказанным. В конном спорте имеется тип навыков, которые принципиально отличают верховую езду от всех остальных видов человеческой деятельности. Ни в одном виде спорта человек не должен принуждать спортивный снаряд к выполнению каких-либо действий. Если велосипед не реагирует на нажатие педалей или поворот руля, он неисправен и нуждается в ремонте. А вот вполне исправная лошадь может запросто не отреагировать на посыл. Правда и способ "ремонта" известен любому всаднику и без "ремнабора" мало кто на лошадь садится. Более того, навыки принуждения ученик вынужден осваивать еще до начала освоения навыков типа "А", поскольку тренер командует "рысью марш", а лошадь...(далее каждый может вспомнить что-нибудь свое). Почему? У большинства ответ готов - ленивая скотина не хочет двигаться и т.д. Говоря научным языком, налицо явный дефицит мотивации. Как я уже писал в «травке», мотивация бывает внутренняя (когда хочется) и внешняя (когда заставляют). В предыдущей заметке о грузоперевозках я попытался обосновать мысль, что лошадь способна добросовестно выполнять любую порученную работу, если поставленные задачи не превышают ее физических и психологических возможностей. При этом неявно предполагалось, что в жизни лошади присутствует внешняя мотивация, то есть дядя с кнутом (внешняя мотивация для лошади дело привычное, в табуне лошадь обязательно кому-нибудь подчиняется и кого-нибудь боится). Но можно ли учить кого-либо «из-под палки»? Трудно представить себе картину, когда толпа первоклашек пинками выгоняет из школьной столовой засидевшуюся там учительницу с криками «МарьИванна, звонок прозвенел, пошли таблицу умножения учить». Работа учителя предполагает наличие значительной внутренней мотивации. Есть старая арабская пословица «легко подвести лошадь к воде, но невозможно заставить ее пить.

Как же добиться от лошади заинтересованности в деле обучения людей?

Для ответа на это вопрос мне придется сделать еще одно теоретическое отступление, и, заодно восполнить пробел, допущенный в "грузоперевозках".

Интерес к любой деятельности держится на трех китах:

- природная склонность к этому виду деятельности;

- понимание целей и задач выполняемой работы;

- вознаграждение за проделанный труд.



Начнем с природной склонности. Действительно, а зачем лошади вообще кого-то чему-то учить? На самом деле инстинкт передачи умений и навыков потомству имеется у большинства животных, заботящихся о потомстве, а у млекопитающих – просто поголовно. Наверняка многие видели, как кошка учит котят охотиться, притаскивая полузадушенную мышь. Поведение животного определяется врожденными инстинктами и приобретенными навыками, и большую часть знаний, необходимых для выживания в дикой природе звери получают от родителей. В табуне воспитанием молодого поколения занимаются как матери, так и бездетные «тётушки». Поэтому наличие у лошади стремления передать накопленные знания вовсе не удивительно. И, как и в дикой природе, чем старше лошадь, чем больше она знает, тем с большим энтузиазмом она делится полученными знаниями.

Но всегда ли лошадь понимает, что она занимается именно обучением? Увы, не всегда. То есть, лошадь, конечно, догадывается, что ее гоняют по кругу и дергают за рот не просто так, и что людям зачем-то это надо, но вот ей, лошади это точно не надо ни зачем. Поскольку человеческую речь лошади понимают в ограниченных пределах, и только, когда это им нужно, проникновенные разговоры делу не помогут. А помочь может, наверное, так называемое, «ситуационное обучение», т.е. помещение лошади в ситуацию, когда весьма вероятно выполнение лошадью необходимых действий, и своевременное поощрение ее за правильное поведение.

Маленький пример. На тренировке всадник создает лошади всякие «неудобства». Тренер это замечает, ругает всадника. Всадник исправляет ошибку, и лошадь чувствует облегчение. Какие выводы делает лошадь? Во-первых, ученик слушается тренера, следовательно, ученик здесь не главный. Во-вторых, ученик может сделать ошибку, за которую его наказывают. Рано или поздно, лошадь решит проверить, имеет ли и она право «наказывать» ученика (у лошади есть множество способов выразить свое неудовольствие). И если лошадь в своем проявлении обоснованного неудовольствия будет поддержана тренером, она вполне может сделать вывод о допустимости и необходимости воздействия на ученика. Другое дело, что разрешенные границы этого воздействия тот же тренер объяснит лошади очень быстро. В результате, методом проб и ошибок, формируется ситуация, когда двое (лошадь и тренер) учат третьего (всадника), что собственно и является необходимым условием качественного обучения. Здесь очень многое зависит от интуиции и опыта тренера. С одной стороны, лошадь хорошо чувствует свою силу, и если упустить ситуацию из-под контроля, получим не учителя, а опасного для ученика «мучителя». С другой стороны, если воздействие лошади на ученика запретить вовсе, то вместо учителя можно получить равнодушного «лакея».



Переходим к вознаграждению. Вроде с этим проблем нет, морковка и в Африке морковка. Однако и здесь имеются нюансы. Иногда вопрос не в количестве моркови, а в том, кто и за что ее лошади дает. А не всё равно? Как выясняется, не всё.

В науке психологии есть понятие рефрентной группы - "набора" людей, оценка которых значима для данного человека (определение, как всегда, не слишком строгое, о строгое язык сломать можно). Пример - для занимающегося в прокатной смене весьма важна оценка его успехов тренером, чуть менее важна оценка коллег по группе и совсем неважна оценка случайных зрителей или начальника по работе. Тренер с одногруппниками и составляют рефрентную группу всадника по верховой езде. Так вот, наука утверждает, что деятельность, положительно оцениваемая рефрентной группой, вызывает удовольствие и интерес, а вот если рефрентная группа проявляет равнодушие, или ее оценка стабильно отрицательна, интерес к этому виду деятельности постепенно угасает, вплоть до полного неприятия.

Более того, вознаграждение за проделанный труд (традиционная морковка) от членов рефрентной группы воспринимаются именно как вознаграждение, а не как «добыча», выпрошенная (или «выхитренная») у безголового чайника.

Перейдем к лошадям. У каждой частной лошади главный представитель рефрентной группы ее всадник-хозяин, именно его оценки лошадь ждет, выполняя на манеже упражнения или выступая в соревнованиях. И ради похвалы хозяина, если в паре гармоничные отношения, лошадь способна на многое. Собственно, вся жизнь частной лошади - выполнение поручений хозяина. А теперь вопрос: "А кто составляет рефрентную группу прокатной лошади?" Всадники проката? Ученик, «по определению», не может входить в рефрентную группу учителя. Конюх обустраивает лошадиный быт, но вот оценки работы от него не дождешься, да и кормежка происходит по расписанию, вне зависимости от успехов/неудач. Остается тренер, но спросите у любого тренера, как давно он хвалил, по делу, а не просто от хорошего настроения, какую-нибудь прокатную лошадь - задумается... И получается, что свои нелегкие учительские обязанности лошадь выполняет в обстановке полнейшего равнодушия. Точнее, если лошадь что-то делает не так, свою оценку она незамедлительно получит, но вот хвалят ее в основном всадники, к оценке которых лошадь безразлична. В результате, без использования средств принуждения, лошадь вообще ничего делать не желает. К чему это приводит? А приводит это к тому, что всадник с самого начала обучения проникается идеей "не ударишь - не поедешь", которая постепенно переходит на уровень "неосознанного знания". Есть и еще одна ситуация, приводящая к необоснованному использованию средств принуждения.

Рассмотрим обычную реализацию проката, когда "все ездят на всех". Ни о каком подборе лошадей к текущему этапу обучения всадника никто и не помышляет, и лошадь совершенно запросто может не услышать или не распознать команду. Всадник не задумываясь, по привычке, использует хлыст. Битым ходить не хочется, поэтому лошадь включает механизм "сверхчувственного восприятия" и пытается, не поняв команду, понять намерения всадника. Элементов, исполняемых в прокатной смене, не так много, и, какой из них нужно выполнить в данный момент, можно понять, глядя, что делают другие лошади, сообразив, что обычно требуют в этой точке манежа и т.д. На худой конец, можно предложить всаднику все известные элементы по очереди. В результате, после применения хлыста, лошадь "вдруг" начинает выполнять требуемое. Всадник доволен, "вот что хлыст животворящий делает!", а лошадь, оценив полезность подобной «экстрасенсорики», начинает ей пользоваться при каждом удобном случае. В дело вступает основной принцип Исполнителя: "сделаем Заказчику не то, что он просит, а то, что ему нужно". И правильность отдаваемых всадником команд уже не важна - понял, чего от тебя хотят - выполнил - всеобщее ура. Какая польза человеку от такого обучения - каждый может догадаться сам. Кроме того, весьма неприятное следствие необоснованного применения насилия состоит в том, что прокатная лошадь каждым всадником "перевыезжается" по-новой. Это напоминает действия слесаря, который, если болт не желает закручиваться "по-хорошему", достает из инструментального ящика здоровенный разводной гаечный ключ и завинчивает упрямую железку с помощью грубой физической силы и упоминаний чьей-то матери. А особо темпераментные работники берут в руки кувалду (пример вполне жизненный, поэтому наши трактора и автомобили самые надежные в мире…).

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что для лошади в прокате далеко не все хорошо. В такой ситуации, согласно отечественной традиции, требуется ответить на два главных вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?». Начну с тех, кто «не виноват». Не виноваты всадники проката, у большинства из них просто нет выбора. Не виноваты тренеры, ведущие прокат и тратящие силы и здоровье, пытаясь объять необъятное и примирить непримиримое.

А виновата, на мой взгляд, ситуация, которая заставляет прокат быть коммерческим предприятием, когда основным критерием успешности становится не качество обучения, а объем выручки. Но обвинять владельцев и директоров клубов в жадности тоже нельзя, поскольку для многих доходы от проката это единственное средство выжить, накормить коней и заплатить конюхам. Более того, несложные арифметические подсчеты показывают, что «заработок» лошади, работающей в прокате, за вычетом тренерских, ветеринарных, ковки и пр. не намного превышает выручку от сдачи денника в аренду частным владельцам. А иногда и не превышает.

И получается, что держать прокат надо либо себе в убыток, либо экономить на всем. И цены не очень-то поднимешь, поскольку уровень цен определяется благосостоянием учащихся (сколько у нас народу живет за чертой бедности?).

А что делать? Ответ очень простой: нужно «отвязать» прокат от денег, сделав его «планово-дотационным» и поставив во главу угла уровень обучения, заботу о понимании лошадью своих задач. В конце концов, государство заботится об образовании граждан, в перспективе получая квалифицированных работников-налогоплательщиков. Может и в конном деле кто-нибудь придумает аналогичный механизм? Меценаты и спонсоры, где вы? Боюсь, что ответом будет тишина. Не очень то престижное это дело – прокат. Другое дело – элитные конные клубы с баром и сауной. И, еще вопрос: а ученики найдутся? Обучение не всегда синоним удовольствия. В образовании, тем более с использованием чьих-то дотаций, есть такие малоприятные вещи, как вступительный отбор, отчисление за неуспеваемость, экзамены, дисциплина.

Но надежда умирает, как известно, последней, будет и на прокатной улице когда-нибудь праздник. Ибо если никто не будет учить будущих всадников, откуда возьмутся спортсмены, частные владельцы, тренеры, берейторы - все те, кто поддерживает и развивает современный конный спорт и верховую езду?
http://horsetheory.narod.ru

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 366
Зарегистрирован: 15.10.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.13 16:13. Заголовок: Ilik Ilik пишет: св..


Ilik Ilik пишет:

 цитата:
свою конную покатушку люди хотят немного узнать о лошадях в целом и в частности на ком они едут


Вот здесь абсолютно правильно. Люди пришедшие на прокат, многие из-за боязни начинают много разговаривать или молчать. Так чтобы найти золотую середину и надо рассказывать именно о той лошади на которой человек едет. Т.к. в следующий раз, если ему понравится эта лошадь, человек приедет именно к вам и попросит именно эту лошадь. Во всяком случае будет постоянно просить эту лошадь, пока не научиться твердо сидеть в седле.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 967
Зарегистрирован: 03.10.12
Откуда: Россия, Благовещенск
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.13 16:39. Заголовок: hot horse Полностью..


hot horse
Полностью согласна с тобой, hot horse , это как-то дает человеку почувствовать, что он едет верхом не на железке какой-то, а на живом существе со своими собственными характером, привычками, эмоциями (пусть даже все они и отличаются от человеческих). И тогда всадник лучше понимает свою лошадь, и это сближает его с ней. И тогда действительно хочется приехать именно к этой рыжей)))))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.13 20:56. Заголовок: Я сегодня ездила в п..


Я сегодня ездила в парке и не пойму что такого ужасного в прокате. Лошади чистые, ухоженые, девочки вежливые .Когда первый раз я том парке о котором идет речь села на лошадь меня попросили держатся за седло. Значит эти девочки беспокоятся о лошади чтобы не дергали катающиеся ей рот,не нервировали,не причиняли боли.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 1205
Настроение: Весна...)
Зарегистрирован: 03.10.12
Откуда: Россия, Благовещенск
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.13 20:08. Заголовок: Оля Видимо, у нас в..


Оля
Видимо, у нас в городе нет таких проблем с прокатом, какие есть в других городах. И слава Богу)))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 51
Зарегистрирован: 12.10.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.13 09:12. Заголовок: единственный прокат ..


единственный прокат который я не одобряю это когда бедные лошади стоят и в жару и в стужу на площади или ОКЦ. Вот этого я правда не понимаю и никогда не уважала клубы которые занимаются такого вида прокатом. Хотя если подумать наверное именно так я лошадей и полюбила. Но все равно это жестоко..

Я так рада просторному полю,
Ипподромным большим фонарям,
Словно птица из клетки на волю,
Так отчаянно вырвалась я...
Как же, Господи, мне не хватало:
Тех ветров, благовонья травы.
Здесь жила я и здесь я летала.
Мои крылья... Ну где же они?
Ноги вновь привели меня к дому,
Здесь и жизнь я свою прожила.
Благодарна за все ипподрому...
Только здесь полюбить я смогла...
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1555
Настроение: Весна...)
Зарегистрирован: 03.10.12
Откуда: Россия, Благовещенск
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.13 21:58. Заголовок: Из-за того, что мой ..


Из-за того, что мой сын на 1 мая вмете с "Котовасией" выступал в наших парках, мне посчастливилось увидеть городской прокат. В принципе, не могу сказать ничего отрицательного. Лошадки ухоженные, чистые, нарядные, сами прокатчицы выглядят хорошо. Насчет организации кормления и поения лошадей не могу ничего сказать, но завтра обязательно спрошу)))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 493
Зарегистрирован: 15.10.12
Откуда: Заколесник
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.13 22:23. Заголовок: Admin, ты бы согласи..


Admin, ты бы согласилась, чтобы твоя Ромашка целый день простояла посёдланая около парка независимо в зной иль дождь?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 98
Зарегистрирован: 13.10.12
Откуда: Блага
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.13 22:29. Заголовок: Около ОКЦ действител..


Около ОКЦ действительно в зной стоящие лошадки без укрытия и воды - это жесть. Самый нормальный прокат - это левада, лес и поле. Группой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 495
Зарегистрирован: 15.10.12
Откуда: Заколесник
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.13 22:32. Заголовок: OLSEN, левада тоже д..


OLSEN, левада тоже должна быть соответствующая и инструктор с головой....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.13 19:20. Заголовок: mira mira пишет: ле..


mira mira пишет:

 цитата:
левада тоже должна быть соответствующая

А можно узнать параметры данной левады?И если человек стоящий в этой леваде называется "инструктор" у него должны быть соответствующие корочки или свидетельство, что он прошёл или прослушал состветствующий курс, ознакомился с техникой безопасности и т.д. и т.п.Если это клуб то лицензия или на худой конец-патент.А какой клуб этим может похвастаться?И у кого инструктор с головой?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 498
Зарегистрирован: 15.10.12
Откуда: Заколесник
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.13 19:24. Заголовок: Насколько мне извнст..


Насколько мне извнстно, у Аллюра хорошие девочки работают с образованием...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 88 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  9 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет